МБДОУ "Борулахский детский сад" МО "Верхоянский район" РС(Я)
|
Статья Слепцовой Сахаяны ЗахаровныИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация: В условиях перехода на практику индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ становится оптимальной моделью построения высокоэффективной педагогической работы. При условии точечной оптимизации интеллектуальной, психологической, физической и эмоциональной нагрузок удается обеспечить полное удовлетворение реальных образовательных потребностей детей школьного возраста, создать условия для их всестороннего поступательного развития и успешной социализации. Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались.
Ключевые слова: Индивидуальный образовательный маршрут, дети с ОВЗ, дистанционные занятия.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ предусматривает: создание условий для обучения в персональном темпе, соответствующем уровню оптимальной повседневной нагрузки; выделение целей и задач образования школьника с ОВЗ независимо от психофизического состояния; выбор наиболее эффективных методов, способов и форм ведения образовательной деятельности с учетом заявленных целевых ориентиров; проектирование среды, способствующей формированию социальных навыков и закладывающей основы профориентации; реализацию коррекционной медико-психолого-педагогической помощи, являющейся важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Создание оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенно включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирования у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя и специалистов группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него. К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения» вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Усилия специалистов ДОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач[3]: - определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ; - выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей; - создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются равные стартовые возможности при поступлении в школу. Новая реальность стала сложной для системы дошкольного образования. Педагоги ДОО традиционно уверенно владеют наглядными средствами организации процесса познания, способны организовывать детскую игру и поддерживать детскую инициативу, творчески используют любой бросовый, подручный и т.п. материал в стимулировании детской активности. Однако они в своем большинстве не владеют цифровыми технологиями, испытывают технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе, нередко консервативно относятся к их применению. Тем не менее, педагоги детских садов практически с первых дней действия мер по профилактике распространения пандемии короновируса начали проводить занятия в дистанционном режиме. Безусловно, они столкнулись с определенными трудностями[2]. Возникают проблемы методической помощи (отсутствие методических рекомендаций по проведению дистанционных занятий с дошкольниками с ОВЗ, комплектов готовых заданий для дистанционного формата, методик проведения игр и пр.), затруднения компетентностного характера (специальные знания и умения педагогов для подготовки и проведения занятий в дистанционном формате с дошкольниками с ОВЗ), объективные трудности (недостаточность времени, сложности бытового характера, отсутствие технической возможности), организационные трудности, связанные с особенностями дистанционной работы (нет возможности увидеть результаты выполненных заданий ребенком). Более того, для выполнения некоторых заданий для дошкольников с ОВЗ в дистанционном формате требуется подготовка специальных адаптированных инструкций для родителей и детей, подборка онлайн-ресурсов, поиск или разработка видеоконтента, что требует от педагога дополнительных, ранее не востребованных компетенций, а в отдельных случаях даже приобретения новых[1]. Таким образом, изменения в работе дошкольных учреждений в период мероприятий по профилактике и нераспространению коронавируса коснулись детских образовательных учреждений во всем мире. Система дошкольного образования оказалась недостаточно готовой к работе в дистанционном формате в связи с: несформированностью в ДОО банков цифровых образовательных ресурсов; фактическим отсутствием системы методической и технической поддержки воспитателей при проведении дистанционных занятий. Эффективность дистанционных занятий с дошкольниками с ОВЗ в условиях самоизоляции в значительной мере обусловлена мотивированностью и организованностью педагогов ДОО и родителей. Однако требуется формирование системы психологической, методической и технической дифференцированной поддержки родителей и детей Существует необходимость в повышении квалификации руководителей, методистов и педагогических работников детских садов в области организации и проведении дистанционных занятий. Четверть специалистов ДОО обозначили некомпетентность в данной области как основную трудность при дистанционном обучении. Организационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогических работников ДОО должно включать не только вопросы методики проведения онлайн-занятий с дошкольниками с ОВЗ, работы с цифровыми ресурсами, но и оптимального включения родителей в процесс дистанционных занятий. Дистанционный формат работы особенно остро обнажил вопросы взаимодействия и участия родителей в образовательном процессе. Несмотря на то, что переход на дистанционный формат дошкольного образования оказался вынужденной мерой и адаптация педагогов к изменившимся условиям профессиональной деятельности происходит с разной скоростью и разными результатами, в целом ДОО смогли перестроиться и организовать работу с детьми. При этом педагогические работники ДОО несут личную ответственность за организацию дистанционных занятий в случаях, если не было соответствующих указаний руководства. Успех реализации дистанционного образования детей с ОВЗ напрямую зависит от качества взаимодействия всех его участников: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех заинтересованных лиц.
Список литературы:
1.Водолагина О. Ю. Использование информационных компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М, 2019. 2.Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева ; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 3.Тришанина А.С. Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка // Образование и воспитание, 2015, №2.
Воспитатель МБДОУ «Борулахский детский сад» МО «Верхоянский район» РС(Я) Слепцова Сахаяна Захаровна 24 ноября 2020 в 05:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.