МБДОУ "Борулахский детский сад" МО "Верхоянский район" РС(Я)

Статья Слепцовой Риммы Юрьевны

Статья на тему:

Развитие разговорной речи у детей дошкольного возраста»

 

Статья посвящена развитию разговорной речи детей дошкольного возраста. В проводимом исследовании были рассмотрены эффективные методы обучения разговорной речи дошкольников, которые столкнулись с проблемой ее развития. Были определены возможности дошкольников в овладении разговорной речью и проанализировали трудности, с которыми дети сталкиваются в рамках своего развития. Кроме того, были рассмотрены и исследованы упражнения, способствующие развитию логического мышления, памяти, воображения, коммуникативных и познавательных способностей дошкольников, как в процессе занятия в дошкольном учреждении, так и в семье.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, разговорная речь, развитие мышления, память, игровые формы взаимодействия, познавательные навыки.

 

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что формирование разговорной речи у ребенка – один из важнейших этапов развития, который готовит его к эффективному общению по мере взросления.

Каждый педагог дошкольного образовательного учреждения понимает, что развитие речи дошкольников – залог успешного усвоения ими всех навыков и обучающих программ не только в детском саду, но и в будущем при переходе от одной ступени обучения к другой. Кроме того, по этому показателю, как правило, определяется уровень культуры, интеллекта и мышления человека.

Речевые и языковые навыки необходимы для способности ребенка общаться и развиваться. Эти навыки позволяют детям общаться с другими людьми и учиться у своего окружения.

Первые пять лет жизни ребенка являются наиболее важными с точки зрения языкового развития. Поэтому важно, чтобы в это время ребенка стимулировали, чтобы его прогресс не замедлился и не пострадали его коммуникативные навыки.

Хотя каждый ребенок развивает речевые навыки в своем собственном темпе, есть несколько общих этапов, которые могут служить индикаторами того, что речь ребенка развита на достаточном уровне.

В период среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) ребенок должен быть может быть достаточно знаком с языковыми правилами, чтобы иметь возможность соединять, количественно оценивать и выражать свои мысли, при этом их язык становится ближе к языку взрослого.

Дошкольный этап речевого развития детей является наиболее интенсивным. Зачастую у дошкольников возраста наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Дошкольник начинает активно использовать все части речи, постепенно формируя навыки словообразования.

По мнению исследователей, в области педагогики Т.Н. Ушаковой и С.Н. Цейтлина, «период дошкольного возраста можно отнести к этапу детского словотворчества на уровне которого у ребенка формируется повышенный интерес к речевому развитию. Процесс овладения языком настолько динамичен, что через три года дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только с помощью грамматически правильных простых предложений, но и со многими типами сложных предложений, используя союзы и родственные слова».

В возрасте пяти – шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах детей появляются элементы фантазии, желание додумать эпизоды, которых в действительности не было. Развивается навык слухового восприятия, который помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, которое обеспечивает уверенное использование в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.

Развитие разговорной речи означает способность детей выражать свои мысли с помощью слов и выражений. Они сообщают о своих действиях, эмоциях, потребностях и идеях. Они также реагируют на то, что говорят другие. Это становится ясно, когда вы видите, как дети играют друг с другом: они говорят об игре, описывают свои действия и идеи и реагируют на то, что говорят и делают их друзья. Дети дошкольного возраста также могут разговаривать сами с собой, когда они заняты трудными задачами, думать вслух, или, когда они взволнованы. Например, ребенок может разговаривать с самим собой, когда строит высокую башню из блоков, говоря такие вещи, как «еще один, не падай!», или, когда он выполняет новое или сложное задание: «Я закончил большую головоломку. Сам!».

Проведя анализ литературных источников можно сделать вывод, что нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи носят стойкий характер и выражаются в более медленном темпе усвоения правил грамматики, в несоответствии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов в искажении общей картины речевого развития.

Дети с общим недоразвитием речи могут характеризоваться по следующим характерным признакам (рисунок 1).

Рисунок 2 – Отличительные признаки дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Большинство дошкольников достигают значительного прогресса в изучении языка и развитии разговорной речи в течение первых 4 лет жизни. Задержки или различия в овладении разговорной речью являются чувствительными индикаторами проблем развития.

Обогащение словарного запаса и развитие речи ребенка – важная составляющая развития личности. С его помощью дошкольники познают ценности национальной культуры, а также знакомятся с эстетическими и нравственными нормами общества. Именно поэтому педагоги дошкольных учреждений должны уделять особое внимание развитию речи своих учеников.

Наблюдения, проводимые за детьми среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Борулахский Детский Сад» муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) выявили существенные проблемы речевого развития воспитанников. Так, из 8 дошкольников, половина имеет низкий уровень сформированности разговорной речи не только на русском языке, но и на родном для данных детей – якутском языке. По сути, для воспитанников исследуемого дошкольного учреждения – русский язык является иностранным.

Беседы с родителями и иные способы исследования проблемы (анкетирование, опрос) позволили прийти к выводу, что основная проблема задержки развития речи основывается на повсеместной цифровизации общества. Взрослые очень часто перекладывают ответственность развития своих детей на всевозможные современные гаджеты, предлагая детям в качестве альтернативы живого общения просмотр мультфильмов, различных роликов или компьютерные игры. В результате у детей формируется искаженное восприятие действительности, снижаются речевые способности, такие дети очень часто в своем общении используют звуки и наборы слов, заимствованные у персонажей мультфильмов. Грамотная, четко выстроенная речь, характерная для данного периода развития отсутствует у половины воспитанников ДОУ.

Повышенное внимание к обучению детей дошкольного возраста речевому развитию не только на национальном языке, но и на русском языке определяет необходимость развития личности ребенка, которой в дальнейшем будет намного эффективней развивать свои коммуникативные навыки.

Дошкольный возраст уникален для изучения языков. Быстрая память на языковую информацию, интенсивное формирование когнитивных процессов и способность анализировать и синтезировать речевые паттерны на разных языках, не путая эти языки, предсказывают благоприятные возможности освоения речевых навыков на обоих языках.

Дошкольное детство – это период для овладения социальная сфера отношений человека через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

К основным инструментам речевого развития отнесем следующие компоненты:

- Наиболее эффективным инструментом развития разговорной речи у дошкольника является общение с ребенком в кругу семьи и в условиях ДОУ не только на родном – якутском языке, но и на русском языке;

- В процессе прочтения совместно с ребенком сказок, рассказов необходимо просить ребенка осуществить пересказ услышанного.

- Необходимо разучивать с ребенком рифмы, скороговорки и пословицы, которые развивают как активный, так и пассивный словарный запас детей. Ребенка также нужно научить слышать и отличать один звук от другого.

- Академик М. М. Кольцова совместно с М. С. Рузиной установили прямую взаимосвязь развития речи с развитием мелкой моторики пальцев рук. Авторы отмечают, что нужно постараться привлечь внимание ребенка к таким предметам, как кубики, мозаики, конструктор. Чем младше ребенок, тем больше предметов для игры следует использовать. Во-первых, это связано с тем, что ребенок может проглотить мелкие детали. Во – вторых, детям легче схватить большой предмет. Сегодня существует множество игрушек, которые развивают мелкую моторику. Это специальные мягкие кубики, учебные маты, изготовленные из различных материалов и т.д.

- В процессе игры с мелкими предметами необходимо вместе с ребенком проговаривать их название, называть цвет, описывать форму и текстуру.

- В процессе прогулки на улице необходимо заострять внимание детей на окружающем мире и предметах. Вместе с детьми описывать увиденное и пр.

Перечисленные инструменты развития разговорной речи, являются лишь небольшой частью возможных подходов обучения детей дошкольного возраста, но и они позволят добиться существенных результатов при систематическом использовании в процессе воспитания, не только в рамках ДОУ, но и в семье.

Каждому взрослому человеку следует помнить, что неправильная речь может привести к проблемам в будущем, например, неправильная письменная речь, плохое чтение, проблемы в общении с друзьями и т.д. Все это влияет на дальнейшее поведение детей. Они становятся замкнутыми, избегают общения и неуверенными в себе. Чтобы этого избежать, необходимо диагностировать проблемы в речевом развитии и решать их на самом раннем этапе.

 

Список литературы:

 

1. Казгунова А.С. Развитие речи дошкольников / А.С. Казынова // Учёные записки (АГАКИ). – 2017. – №3 (13). – С. 188 – 191.

2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.

3. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова // Журнал Дефектология, 2016. – № 5. – С. 4 – 16.

4. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М: ВЛАДОС, 2015. – 240 с.

Воспитатель 1 категории Слепцова Римма Юрьевна

МБДОУ «Борулахский детский сад» МО «Верхоянский район» РС(Я)

23 ноября 2020 в 11:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.