МБДОУ "Борулахский детский сад" МО "Верхоянский район" РС(Я)
|
Статья Ивановой Анны ВасильевныПовышение языковых компетенций дошкольников в системе занятий кружка В статье рассмотрена повышение языковых компетенций дошкольников в системе занятий кружка. Речь идет о развития речи ребенка с помощью стихотворений. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что повышение языковых компетенций дошкольников готовит ребенка быть компетентным, открытым, коммуникабельным, воспитанным человеком. Цель исследования: повышение языковых компетенций по родному языку с помощью стихотворений, развивать речь и память ребенка для общения, познания, самовыражения. Установлено, что повышение языковых компетенций дошкольников с помощью стихотворений дается малышам легче. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, речь ребенка, стихотворения, память, языковые компетенции. Обучение детей дошкольного возраста родному языку, позволяет раскрыть их языковые способности с раннего детства. В начальной школе, уже в первом классе, вчерашние дошкольники вынуждены изучать для себя новый язык: русский и английский. Поэтому в современном обществе важно начинать обучение родного языка в детстве, пока есть потребность в игре и ребенок открыт новой информации. Когда ребенок правильно излагает мысли в родном языке ему легче сопоставлять два языка, вследствие чего «мышление становится многоуровневым, т.к. ребенок абстрагируется от конкретного языка; знакомясь, с иной культурой, ребенок учится быть толерантным» [4, с. 51]. Сегодня в системе школьного дополнительного образования все более значимое место занимают кружки. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что повышение языковых компетенций дошкольников готовит ребенка быть компетентным, открытым, коммуникабельным, воспитанным человеком. Цель исследования: повышение языковых компетенций по родному языку, развивать речь и память ребенка для общения, познания, самовыражения. Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. формируем важные компоненты системы родного языка – звуки, слова, фразы; 2. формируем навыки владения языком, помогаем общаться (сначала отвечать и задавать вопросы, затем рассказывать самому); 3. приучаем слушать стихи, сопровождаем ритмические речевые игры движениями тела и рук; даем возможность договаривать слова и фразы; 4. развиваем слуховое восприятие, речевой слух; 5. обогащаем активный словарь ребенка; 6. заинтересовать родителей в изучении их детьми родного языка. Стоит отметить, что для развития речи ребенка большую роль играет раннее обучение малыша к односложным словам, распространенным предложениям. Фонетико-фонологические единицы, т.е. слоги, дают отдельные слова, а слова предложения. Воспитатель должен дать понять, что для составления предложений используется несколько слов и учитывается интонация. От интонации можно понять тон, манеру произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Поэтому для развития речи ребенка с помощью стихотворений большое значение имеет интонация воспитателя. Воспитатель должен учитывать свой ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Ребёнок перенимает речь от окружающих, взрослых. Поэтому так важно, чтобы воспитатели в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно нужно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить. Стоит использовать следующие методы: выразительное чтение, рассказ, рассказ по памяти. Повысить языковую компетенцию дошкольников с помощью стихотворений нужно и важно. Это расширяет кругозор ребенка, воспитывает любовь к поэзии, тренирует его память, формирует общую нравственную культуру, развивает речь. Чаще всего дошкольники учат стихи наизусть именно к праздникам, но нужно учить стихи регулярно. Стихи нужно учить правильно. Стихотворение должен соответствовать возрасту ребенка, его речевому развитию и темпераменту. Для детей 2-3 лет нужно подобрать легкий стишок. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». Также стоит заучивать стихотворение эмоционально и с выражением, иначе, оно будет лишено для ребенка смысла. Для детей 3-4 лет стоит выбрать немножко сложный стишок. Можно использовать иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока ребенок будет их рассматривать, стоит прочитать стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения, после такой предварительной работы моно приступить непосредственно к заучиванию. Для детей 5-6 лет прежде, чем начать заучивание, воспитатель, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением, еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Рекомендуется найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. Также стоит использовать разные методы для заучивания стихотворений. Например, визуальный метод. Дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. Можно на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности не так уж и важны. Главное - принцип. Затем, по-вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки, но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию. Также стоит использовать двигательный метод и слуховой метод. Важно учитывать содержание стихотворения. Например, детям Якутии очень интересна и близка тема домашних животных: лошади, коровы, собаки. Я в своей кружковой работе часто использую стихи якутских авторов Архипа Агабынского и Клавдии Васильевой. Стихи данных авторов легкие, интересны для малышей. Например, стихотворение Клавдии Васильевой о собачке по имени Баырас: Баырас Атаскааным Баырас Атыттарга ардырас, - Ар-ар! – рэн баргыйар, Ааны киммит дарбыйар [2, с.14] Подводя итоги, необходимо отметить, что повышение языковых компетенций дошкольников с помощью стихотворений дается малышам легче, поэтому воспитателям нужно использовать это для обучения детей. Хорошо продуманная и организованная методика обучения детей родному языку становится основой для разностороннего развития каждого ребенка, также прививает интерес к родному языку и дает положительную установку на дальнейшее развитие. Использованная литература 1. Ааар кинигэ: трппт оотугар ааарыгар / (хомуйан оордулар: Л. В. Аргунова, М. Е. Кириллина; Х. Степанова уо.д.а. ойуулара). – Дьокуускай: Бичик, 2018. – 176 с. 2. Васильева, Клавдия Ивановна. Кэнчээри: оо садын иитээччилэригэр, трппттэргэ уонна педучилище рэнээччилэригэр : хоооннор, кэпсээннэр, сценарийдар, ырыалар / У. И. Васильева, А. П. Алексеева ; (худуоунньук Е. Садовникова). – Дьокуускай : Бичик, 2013. – 104 с. 3. Захарова, Ангелина Николаевна. чгэйиин! / Ангелина Захарова; (худуоунньук Кннэй Егорова). – Дьокуускай: - Бичик, 2015. – 16 с. 4. Сластенин В. A. Педагогический процесс как система и целостное явление. М.: Издат. дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. C. 195–219. 4. Воспитатель 1 категории Иванова Анна Васильевна МБДОУ «Борулахский детский сад» МО «Верхоянский район» РС(Я) 23 ноября 2020 в 11:36
Прикреплённые файлы:Документ: Статья Ивановой Анны Васильевны Описание файла:Файл называется: sumy-dlja-plan-fhd-na-2020g-borulahskii-detsad-2_v2vkn.xlsx Это официальный файл организации «МБДОУ "Борулахский детский сад" МО "Верхоянский район" РС(Я)», в нём содержится Статья Ивановой Анны Васильевны. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.