МБДОУ "Борулахский детский сад" МО "Верхоянский район" РС(Я)

Образовательная программа

Программа

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Борулахский детский сад»  разработана на основе образовательной программы дошкольного образования «Открытия» под редакцией Е.Г. Юдиной;

1. Целевой раздел

Пояснительная записка 

В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет понятие качественного дошкольного образования, ориентируя систему дошкольного образования в России на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста, для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в учреждении.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ», под ред. Е.Г. Юдиной.

Программа «ОткрытиЯ», ориентированная на ребенка, основана на глубокой уверенности, что каждый ребенок имеет право на образование, опирается на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту ребенка форм и методов образования. При этом педагог является партнером и помощником ребенка, постоянно отвечая на вопрос: как обеспечить наиболее полное, возраст сообразное развитие каждого ребенка в соответствии с его реальными интересами, склонностями и возможностями.

Рабочая программа  разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273от 29.12.2012 года;

- СанПин  2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими правилами и требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление от 15.05.2013г. № 26, зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013г. №28564);

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- «Федеральными государственными образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17.10.2013г.).

Рабочая программа определяет: содержание и организацию образовательного процесса; строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми; и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей. 


 Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство. 

Программа нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

 • принимать перемены и порождать их;

 • критически мыслить; 

• осуществлять самостоятельный и осознанный выбор; 

• ставить и решать проблемы; 

• обладать творческими способностями; 

• проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность; 

• заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде; 

• работать в команде. 

Задачи Программы:

 Согласно ФГОС ДО  основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации обеспечивает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 

4) создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 

6) создает условия для участия родителей (законных представителей)

 Программа МБДОУ «Борулахский детский сад » решает все эти задачи в комплексе:

 • способствуя развитию детей во всех образовательных областях, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей, создавая в ДОО сообщество детей и взрослых, в рамках которого детям прививаются принципы свободной дискуссии, сотрудничества, содействия, уважения к личности каждого человека, ответственности и самостоятельности; 

• оказывая поддержку всем детям, включая детей со специальными потребностями, в достижении высоких стандартов, устанавливаемых программой, обеспечивая равный доступ к обучающему содержанию, методам обучения, обучающим заданиям, материалам и образовательной среде группы; 

• создавая условия для вовлечения семьи в образовательный процесс в ДОО, уважая и поддерживая все формы участия семей и местного сообщества в образовании детей. 

Программа основана на практике образования, учитывающего развитие каждого ребенка, что позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал. Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 3 до 7 лет. На текущий учебный год по Программе занимаются все группы.

 Основные задачи образовательных областей: 

Социально – коммуникативное развитие

1.Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 

2.Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 

3.Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

5.Формирование готовности к совместной деятельности. 

6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.

7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 

8. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. 

Познавательное развитие 

1.  Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2.  Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности. 

4.Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), 

5.Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. 

Речевое развитие

1. Владение речью как средством общения. 

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. 

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 

Художественно - эстетическое развитие 

1.Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2.Становление эстетического отношения к окружающему миру. 

3.Формирование элементарных представлений о видах искусства. 

4.Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. 

5.Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 

6.Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) 

Физическое развитие 

1.Развитие физических качеств.

2. Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. 

3.Правильное выполнение основных движений. 

4.Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. 

5.Овладение подвижными играми с правилами. 

6.Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 

7.Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Пути достижения образовательных задач.

 Образовательный процесс начинается с создания развивающей образовательной среды в группе дошкольной образовательной организации. Программой МБДОУ «Борулахский детский сад» предполагает использование следующих образовательных технологий, которые обеспечивают формирование компетентности детей: 

• создание центров активности.  Ребёнок  развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающей образовательной среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества; 

• создание условий для осознанного и ответственного выбора. Ребёнок является активным участником образовательного процесса, поэтому он имеет возможность делать выбор: видов деятельности, партнёров, материалов и др. Таким образом он вначале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно осознаёт, что несёт ответственность за сделанный выбор. Таким образом, свобода выбора – одна из основ формирования содержания образования в Программе; 

•индивидуализация в Программе обеспечивается созданием условий для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями, интересами и потребностями. Педагоги максимально учитывают возможности, интересы и потребности каждого ребёнка и выстраивает стратегию педагогической работы, начиная с наблюдения за детьми и двигаясь к индивидуализации образования. Для этого используется сбор данных о каждом ребёнке (особенно при помощи наблюдения) и их оценку, на основании которой происходит планирование индивидуальной работы с детьми, а также принцип «обратной связи»;

 • участие семьи в образовании ребенка, т.е. партнёрские отношения педагогов с семьями детей – важная составляющая Программы. Родители является не столько потребителями образовательных услуг, сторонними наблюдателями, сколько равноправными и равно ответственными партнёрами воспитателей, принимающими решения во всех вопросах развития и образования их детей; 

• обеспечение разных направлений развития ребенка представляет собой комплексную образовательную программу, которая направлена на предоставление услуг детям от 3 лет до поступления в школу, а также их семьям. Важными признаются индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка. Обязательная часть Программы полностью соответствует ОП ДО «Открытия» под ред. Е.Г. Юдиной. В части, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с потребностям и интересам детей и родителей, а также материально-технической оснащенностью и возможностями педагогического коллектива выбраны следующие направления работы: 

1. «Тосхол» базовая программа;

2. Физкультурный комплекс нормативов  «Кэнчээри» ;

3. Примерная образовательная программа для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги», Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. , Мещерякова С.Ю.;

4. «Школа семи гномов» комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу. Издательство Мозайка- синтез;


Планируемые результаты освоения Программы. 


Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров - возрастных характеристик возможных достижений ребенка, которые полностью соответствуют ФГОС ДО. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Два раза в год проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. В Программе педагоги не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и планомерно выстраивают с родителями доверительные, партнерские отношения. Это достигается путем взаимного информирования о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей. Общение с родителями по поводу детей – важнейшая обязанность педагогического коллектива. Программа исходит из того, что ребенок живет в семье, её влияние – основа развития и воспитания, её законы и ценности приоритетны. Образование в дошкольной организации «надстраивается» над отношениями ребенка и семьи. Предоставляя родителям возможность участия во всех аспектах деятельности Организации, педагоги увеличивают шансы ребенка на преуспевание и хороший эмоциональный фон. Одна из основных задач воспитателей – вовлечь родителей в конкретные дела, занятия, проекты, развивающиеся в группах, которые посещают их дети. В результате такого взаимодействия семья получает следующие результаты:

• эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам; 

• физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться; 

• возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки; 

• наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь; 

• родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи и проекты, как учатся самооценке; 

• родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления, для анализа ситуации и возможностей, они смогут наблюдать, как преуспевают в социальном развитии дети – находят друзей, учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга. Особенности материально-технического оснащения педагогического процесса. Для реализации программы в группах детского сада созданы центры активности: центр искусства, строительства, литературный, сюжетно-ролевых игр,  манипуляторных игр, науки и естествознания, кулинарии. Материалы центров постоянно обновляются и пополняются в зависимости от тематики проектов и направлены на обеспечение полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально- коммуникативного развития ребёнка.


6 апреля 2019 в 08:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.